
Спойлер:
Беспомощность на самом деле не выученная, а базовая. А для того, чтобы ее преодолеть нужно учиться и действовать.
Еще в 1964 году американский психолог Мартин Селигман, опираясь на работы И.П, Павлова, поставил эксперимент по формированию у собак условного рефлекса.
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы сформировать у собак чувство страха на звук высокого тона. Для этого совмещали два воздействия:
⁃ звук высокого тона
⁃ несильный, но чувствительный удар электрического тока.
Все это происходило в закрытом пространстве - в клетке.
После того как стимулы повторялись несколько раз, клетки, в которых находились собаки, открывались.
Селигман с коллегами ожидали, что услышав характерный звук, собаки должны будут попытаться избежать следующего за ним удара током, однако они не убегали. Наоборот, они ложились на пол и скулили, продолжая испытывать неприятные ощущения.
Такие результаты не укладывались в ожидание действия классического обуславливания: стимул-реакция!
Позже, через 3 года, Селигман ставит другой эксперимент, в попытке лучше изучить неожиданно обнаруженный поведенческий феномен. Были сформированы 3 экспериментальные группы собак (пример эксперимента на фото
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы сформировать у собак чувство страха на звук высокого тона. Для этого совмещали два воздействия:
⁃ звук высокого тона
⁃ несильный, но чувствительный удар электрического тока.
Все это происходило в закрытом пространстве - в клетке.
После того как стимулы повторялись несколько раз, клетки, в которых находились собаки, открывались.
Селигман с коллегами ожидали, что услышав характерный звук, собаки должны будут попытаться избежать следующего за ним удара током, однако они не убегали. Наоборот, они ложились на пол и скулили, продолжая испытывать неприятные ощущения.
Такие результаты не укладывались в ожидание действия классического обуславливания: стимул-реакция!
Позже, через 3 года, Селигман ставит другой эксперимент, в попытке лучше изучить неожиданно обнаруженный поведенческий феномен. Были сформированы 3 экспериментальные группы собак (пример эксперимента на фото
Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия нажав на специальную панель.
У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.
Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.
Две группы собак подвергались ударам током с одинаковой интенсивностью, одинаковое количество времени. Разница заключалась лишь в том, что первая группа могла повлиять на ситуацию, а вторая нет.
После этого, все три группы собак помещались в ящик, но уже с небольшой перегородкой, которую достаточно было перешагнуть, чтобы избежать неприятных ощущений.
Именно так поступали собаки из первой и третьей группы. А питомцы из 2 группы не могли контролировать ситуацию, лишь скулили и не предпринимали попыток справиться с ситуацией.
Из всего эксперимента был сделан вывод, что собаки наученные предыдущим опытом, усвоили неизбежность этой неприятной ситуации, т.е. они НАУЧИЛИСЬ проявлять свою беспомощность.
Результаты были революционные, а эксперимент быстро приобрел культовый статус. В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.
А вот теперь самое интересное.
В 2016 году авторы оригинального эксперимента М. Селигман и С. Майер публикуют статью опровержение. Ученые пришли к выводу, что научения бездействию не происходит!
Все куда сложнее и интереснее.
Чем более высокоразвит биологический вид, тем большую роль в его жизни играет обучение. Эксперименты в области восприятия, мышления и памяти показали, что даже таким, казалось бы, базовым познавательным процессам приходится научаться.
Животное (в том числе и человек) от рождения не знают как реагировать на тот или иной раздражитель. Вспомните: когда маленькие ребенок падает, он первое время озадаченно смотрит на родителей, пытаясь по их лицам понять, что он сейчас чувствует.
Так вот, Селигман и Майер считают, что "выученная беспомощность" на самом деле является поведенческим регрессом в детское необученное состояние. Животное, наоборот, научается реагировать, справляться с трудностями, а реакция беспомощности является базовой, т.е. природной.
Иными словами, если человека не научили справляться с трудностями, то он с ними справляться и не будет.
У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.
Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.
Две группы собак подвергались ударам током с одинаковой интенсивностью, одинаковое количество времени. Разница заключалась лишь в том, что первая группа могла повлиять на ситуацию, а вторая нет.
После этого, все три группы собак помещались в ящик, но уже с небольшой перегородкой, которую достаточно было перешагнуть, чтобы избежать неприятных ощущений.
Именно так поступали собаки из первой и третьей группы. А питомцы из 2 группы не могли контролировать ситуацию, лишь скулили и не предпринимали попыток справиться с ситуацией.
Из всего эксперимента был сделан вывод, что собаки наученные предыдущим опытом, усвоили неизбежность этой неприятной ситуации, т.е. они НАУЧИЛИСЬ проявлять свою беспомощность.
Результаты были революционные, а эксперимент быстро приобрел культовый статус. В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.
А вот теперь самое интересное.
В 2016 году авторы оригинального эксперимента М. Селигман и С. Майер публикуют статью опровержение. Ученые пришли к выводу, что научения бездействию не происходит!
Все куда сложнее и интереснее.
Чем более высокоразвит биологический вид, тем большую роль в его жизни играет обучение. Эксперименты в области восприятия, мышления и памяти показали, что даже таким, казалось бы, базовым познавательным процессам приходится научаться.
Животное (в том числе и человек) от рождения не знают как реагировать на тот или иной раздражитель. Вспомните: когда маленькие ребенок падает, он первое время озадаченно смотрит на родителей, пытаясь по их лицам понять, что он сейчас чувствует.
Так вот, Селигман и Майер считают, что "выученная беспомощность" на самом деле является поведенческим регрессом в детское необученное состояние. Животное, наоборот, научается реагировать, справляться с трудностями, а реакция беспомощности является базовой, т.е. природной.
Иными словами, если человека не научили справляться с трудностями, то он с ними справляться и не будет.
Психолог- бариста: Марина Пахтусова