
Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, которая описывает, как развивается мышление и познание у детей.
он выделил четыре стадии когнитивного развития.
каждая характеризуется определёнными способами восприятия и обработки информации.
1. сенсомоторная стадия (0–2 года)
• познание через чувственное восприятие и двигательную активность
• развитие рефлексов и сенсомоторных схем (хватание, сосание, координация движений)
• осознание связи между действиями и их последствиями
• развитие постоянства объекта
(предметы продолжают существовать, даже если их не видно)
2. предоперационная стадия (2–7 лет)
• развитие символического мышления (использование слов, образов и символов для представления объектов)
• эгоцентризм: ребёнок видит мир только со своей точки зрения
• анимизм – вера в то, что предметы обладают сознанием
• центрация - сосредоточенность на одном аспекте ситуации
(например, если налить одинаковое количество воды в узкий высокий стакан и широкий низкий, ребёнок может сказать, что в высоком больше воды)
3. стадия конкретных операций (7–11 лет)
• развитие логического мышления, но только в отношении конкретных объектов и ситуаций
• осознание принципа сохранения количества, массы и объёма
• умение классифицировать предметы по категориям
• развитие способности понимать точку зрения другого человека
4. стадия формальных операций (11 лет и старше)
• развитие абстрактного и гипотетического мышления
• умение рассуждать логически о ситуациях и абстрактных понятиях
• формирование способности к дедуктивному и индуктивному мышлению
развитие интеллекта происходит поэтапно, нельзя «перепрыгнуть» через стадии
теория оказала огромное влияние на педагогику и психологию, особенно в области обучения и развития детей.
психолог-бариста: Алина Бычкова
он выделил четыре стадии когнитивного развития.
каждая характеризуется определёнными способами восприятия и обработки информации.
1. сенсомоторная стадия (0–2 года)
• познание через чувственное восприятие и двигательную активность
• развитие рефлексов и сенсомоторных схем (хватание, сосание, координация движений)
• осознание связи между действиями и их последствиями
• развитие постоянства объекта
(предметы продолжают существовать, даже если их не видно)
2. предоперационная стадия (2–7 лет)
• развитие символического мышления (использование слов, образов и символов для представления объектов)
• эгоцентризм: ребёнок видит мир только со своей точки зрения
• анимизм – вера в то, что предметы обладают сознанием
• центрация - сосредоточенность на одном аспекте ситуации
(например, если налить одинаковое количество воды в узкий высокий стакан и широкий низкий, ребёнок может сказать, что в высоком больше воды)
3. стадия конкретных операций (7–11 лет)
• развитие логического мышления, но только в отношении конкретных объектов и ситуаций
• осознание принципа сохранения количества, массы и объёма
• умение классифицировать предметы по категориям
• развитие способности понимать точку зрения другого человека
4. стадия формальных операций (11 лет и старше)
• развитие абстрактного и гипотетического мышления
• умение рассуждать логически о ситуациях и абстрактных понятиях
• формирование способности к дедуктивному и индуктивному мышлению
развитие интеллекта происходит поэтапно, нельзя «перепрыгнуть» через стадии
теория оказала огромное влияние на педагогику и психологию, особенно в области обучения и развития детей.
психолог-бариста: Алина Бычкова