Top.Mail.Ru
Блог

Теория когнитивного диссонанса

Психология
Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, которая описывает, как развивается мышление и познание у детей.

он выделил четыре стадии когнитивного развития.

каждая характеризуется определёнными способами восприятия и обработки информации.

1. сенсомоторная стадия (0–2 года)

• познание через чувственное восприятие и двигательную активность

• развитие рефлексов и сенсомоторных схем (хватание, сосание, координация движений)

• осознание связи между действиями и их последствиями

• развитие постоянства объекта

(предметы продолжают существовать, даже если их не видно)

2. предоперационная стадия (2–7 лет)

• развитие символического мышления (использование слов, образов и символов для представления объектов)

• эгоцентризм: ребёнок видит мир только со своей точки зрения

• анимизм – вера в то, что предметы обладают сознанием

• центрация - сосредоточенность на одном аспекте ситуации

(например, если налить одинаковое количество воды в узкий высокий стакан и широкий низкий, ребёнок может сказать, что в высоком больше воды)

3. стадия конкретных операций (7–11 лет)

• развитие логического мышления, но только в отношении конкретных объектов и ситуаций

• осознание принципа сохранения количества, массы и объёма

• умение классифицировать предметы по категориям

• развитие способности понимать точку зрения другого человека

4. стадия формальных операций (11 лет и старше)

• развитие абстрактного и гипотетического мышления

• умение рассуждать логически о ситуациях и абстрактных понятиях

• формирование способности к дедуктивному и индуктивному мышлению

развитие интеллекта происходит поэтапно, нельзя «перепрыгнуть» через стадии

теория оказала огромное влияние на педагогику и психологию, особенно в области обучения и развития детей.

психолог-бариста: Алина Бычкова